Наиболее вероятная причина аварии ракеты "Протон"- разрушение крепления подшипника турбонасоса
Как сообщил председатель Межведомственной комиссии, первый заместитель гендиректора ЦНИИмаша Александр Данилюк, наиболее вероятной причиной аварии ракеты "Протон-М", произошедшей 16 мая, стало разрушение крепления подшипника турбонасоса в рулевом двигателе третьей ступени ракеты.
Сейчас Межведомственная комиссия анализирует все аспекты нештатного пуска, из-за которого был потерян самый современный российский спутник связи "Экспресс-АМ4Р". Телеметрия зафиксировала: на этапе работы третьей ступени ракеты возникла нештатная ситуация. Космический аппарат не был выведен на орбиту.
По решению Роскосмоса и Минобороны для расследования аварии была создана Межведомственная комиссия, в которую вошли 24 эксперта из Роскосмоса, Минобороны, ОРКК, Исследовательского центра имени Келдыша, НПО "Техномаш", ЦНИИ Войск ВКО и других организаций. Сейчас специалисты продолжают анализировать телеметрическую информацию и данные внешних измерений траектории ракеты, конструкторскую и технологическую документацию, процессы изготовления, испытаний, приемки, транспортировки, хранения и подготовки ракеты к пуску. Эксперты работают как на Байконуре, так и в конструкторских бюро, на заводах-изготовителях и т.д.
Пока остаются четыре основные версии причины аварии. И все они связаны с работой рулевого двигателя третьей ступени: разрушение узла подшипника турбонасосного агрегата, разгерметизация магистрали питания горючим, попадание посторонней частицы в регулятор расхода горючего или стабилизатор, засорение фильтра по линии горючего. Как сказал Данилюк, все версии детально анализируются и остаются в работе. Но на сегодняшний день более вероятной представляется версия разрушения узла подшипника турбонасосного агрегата.
Хотелось бы отметить, что причины разрушения подшипника разнообразны. Но главной и актуальной проблемой нашего времени остаётся проблема контрафактных подшипников.
Риск приобрести подшипники низкого качества очень высок, отказ которых в критически важных механизмах может привести к серьезным авариям, как в случае аварии ракеты «Протон». Поддельные подшипники по-прежнему являются головной болью для ведущих подшипниковых производителей Есть только одно решение, гарантирующее защиту от подделок: покупать продукцию исключительно у авторизованных дистрибьюторов.